Цилиндровый механизм

Благодаря надежности и уникальной «секретности» замки с цилиндровым механизмом получили широкое распространение. В отличие от других конструкций их нельзя смазывать маслом. Для чистки их помещают на час-два в бензин, после чего ополаскивают чистым бензином. В процессе промывки рекомендуется вставлять и вынимать ключ и поворачивать механизм. Если цилиндровый замок не работает, его прежде всего нужно промыть указанным способом. В домашних условиях подогнать ключ для цилиндрового замка очень трудно, так как его плоскости должны иметь специально профрезерованные пазы, позволяющие ему свободно входить в сердечник.
Цилиндрический замок состоит из корпуса и вставленного в него цилиндра с узким фасонным пазом. Обе детали имеют несколько вертикально расположенных каналов, в которые вставлены штифты. В сердечнике они разной длины, соответствующей профилю ключа, а в каналах корпуса — одинаковые. Сверху они прижимаются пружинами.
Сердечник замка можно повернуть только в том случае, если верхние торцы вставленных в него штифтов расположатся на уровне поверхности цилиндра, а такое положение они займут, когда в паз замка вставлен «свой» ключ. «Чужой» ключ не может повернуть цилиндр, так как этому будут мешать выступающие нижние или опустившиеся верхние штифты.
Цилиндровый механизм — только отдельный блок замка, а для его соединения с другими частями применяются различные средства — планки, выступы, кулачки, которые могут перемещать ригель. Существует также несколько способов предупреждения продольного перемещения цилиндра в корпусе: в одном случае для этого стужат стопорные кольца, в другом — винты, в третьем — фиксирующие диски с обеих сторон сердечника. Чтобы разобрать замок, нужно вставить ключ, а затем снять деталь, удерживающую цилиндр в корпусе. Посте этого можно извлечь цилиндр из корпуса замка. Вытаскивать его нужно очень осторожно, так как пружины, прижимающие штифты, могут выскочить.